Вопросы цифровицзации образования обсудили на Первом всероссийском форуме классных руководителей

Одна из самых оживленных дискуссионных площадок Первого всероссийского форума классных руководителей, который проходит сейчас в Гостином дворе (Москва) - круглый стол «Интернет и цифровизация». Этот круглый стол стал лидером по числу онлайн-участников и собрал около 330 000 просмотров ВКонтакте 9 октября (https://vk.com/videos-204936543?z=video-204936543_456240951%2Fclub204936543%2Fpl_-204936543_-2). 

Задачи этого круглого стола — обозначить роль «цифры» в работе классного руководителя, обсудить передовые цифровые образовательные технологии в помощь классному руководителю, сформировать представление об инструментах по нивелированию рисков от «цифры». 

В круглом столе приняли участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Татьяна Васильева, главный редактор «Издательство «Просвещение» Надежда Колесникова, директор по связям с университетами Mail.ru Group, заместитель генерального директора СП "Цифровое образование" (платформа "Сферум"). Сергей Марданов, директор по продвижению образовательных инициатив в органах власти компании «Яндекс» Дмитрий Растворов, руководитель направления «Лаборатории Касперского» по защите детей в интернете, учитель информатики, физики и астрономии, победитель конкурса
«Учитель года России - 2013» Андрей Сиденко, директор направления по взаимодействию с пользователями, образовательная платформа «Сферум" Вадим Жуков, директор coreapp.ai
Антон Сажин. Модератором выступил победитель конкурса «Учитель года России - 2017» Илья Демаков.

Татьяна Васильева: «Задача государства - организовать такую систему верификации, чтобы рядом с информацией была отметка “проверено, соответствует возрасту, не содержит чего-то, что противоречит законам, не призывает к экстремизму, терроризму, не будет вредным ни с психологической, ни с научной точки зрения”. Вторая задача, не менее важная и даже более сложная, - это создать условия. Тот период, который мы переживали в пандемию, когда вынуждены были организовать учебу, находясь дома, показал, что на самом деле не у всех есть для этого возможности и условия. Во-первых, не у всех есть устойчивый интернет, способный выдержать большую нагрузку. Во-вторых, есть огромное количество видеосервисов, но они не выдерживают одномоментного наплыва всех служб. А если говорить про школьную инфраструктуру, она тоже во многом не соответствовала сегодняшнему состоянию развития цифровых технологий. Поэтому задача государства - создать инфраструктуру: интернет, видеоконференцсвязь - понятную, устойчивую, постоянную,  и цифровую инфраструктуру в школе. Третье - вопросы воспитания. В интернете люди анонимны, и эта разница даже у многих взрослых вызывает соблазн вести себя в интернете так, как они никогда не смогли бы вести себя, глядя в глаза человеку. Это вопрос цифровой этики и гигиены цифровой в том числе».  

Сергей Марданов: «Востребованность цифровых инструментов в образовании растет, и мы рады помогать классным руководителям и в целом преподавателям их осваивать.  Чтобы как можно больше учителей смогли освоить цифровые инструменты и применять их в образовательном процессе, мы с 1 ноября запустим  бесплатную программу повышения квалификации «Цифровая трансформация образования: профиль современного учителя» от образовательной платформы «Сферум» и Geekbrains». 

Андрей Сиденко: «Как классный руководитель вы знакомитесь с детьми, начиная примерно с семи лет. А вот родители в возрасте уже трех лет дают в руки ребенку устройство, которое способно выходить в интернет. Причем если поднимать цифры нашего исследования, то 99% родителей делают это в том случае, когда они хотят, чтобы ребенок просто вел себя тихо какое-то время: в самолете, в автомобиле, во время еды. И при этом там нет совершенно никакого контроля с точки зрения того, что ему в руки попадает. Поэтому верификация должна начинаться с того момента, как ребенок получает устройство».

Дмитрий Растворов: «Мы разрабатываем различные технологии, и ресурсы уже хорошо известные, зарекомендовавшие себя. Это и Яндекс. Учебник, и Лицей, но у нас много проектов-спутников.  Например, мы в понедельник, уже послезавтра, объявим о запуске “Культурного марафона” 2021 года и назовем тему этого марафона. В его основе лежит развивающий интерактивный тест, который призван не контролировать знания ребенка и уж тем более не оценивать культурный уровень ученика, а позволяет погрузить ребенка в культурный контекст, вызвать интерес к тому предмету, который он изучает».

Вадим Жуков: «Сейчас возникает вопрос того, что не все учителя, не все школы готовы к цифровизации. Наша основная задача - помочь, рассказать, как это сделать. И в этой связи мы подготовили курс повышения квалификации по вопросам цифровизации для учителей от экосистемы ВКонтакте и от “Сферума”. Он бесплатный, то есть его может пройти любой учитель, получить повышение квалификации и познакомиться с цифровыми технологиями».

В конце вечера первого дня также прошла встреча с активными участникам сообщества форума классных руководителей ВКонтакте, на которой педагоги обсудили перспективы развития группы после форума и возможные совместные проекты. Они отметили, что это первое сообщество, в котором они могут открыто общаться и при этом быть услышанными. Сейчас к сообществу присоединилось почти 17 000 учителей из разных городов страны. 

Поделиться: