На Первом всероссийском форуме классных руководителей обсудили актуальные вопросы воспитания и роль советников по воспитательной работе

Одна из ключевых тем на Первом всероссийском форуме классных руководителей - воспитание. Ей посвящены несколько круглых столов форума и активные обсуждения в социальных сетях, дискуссии о роли советника по воспитательной работе в школе и его интеграции в коллектив общеобразовательной организации.  Флагманскую роль тема воспитания заняла с первой же панельной  дискуссии «Школа: воспитание личности». 

Заместитель Министра просвещения Российской Федерации Денис Грибов:  «В образовательной организации для ребенка должна быть создана своя воспитательная среда. И те изменения в законодательстве, которые произошли буквально в прошлом году, формируя правовое поле восстановления воспитания в системе образования, это доказывают. С этого года в десяти пилотных регионах нашей страны в качестве эксперимента в большинстве школ введены ставки “советник директора по взаимодействию с детскими организациями”. Кто такой советник? Это человек, который призван, по сути своей, организовать систему диалога и взаимодействия детей, школьников, может, через призму детских организаций, с дирекцией школы. Условно - создается некий штаб воспитательной работы.  Задача его в том числе - транслировать приоритетные федеральные повестки, которые есть. Выстраивание единой стержневой работы даст нам мультипликативный эффект. В нашем понимании советник- это некий навигатор, путеводитель для детей, который выстраивает их траекторию. Советник является проводником федеральной повестки, мероприятий, которые встроены в вертикаль РДШ».

Депутат Государственной Думы Российской Федерации Ольга Казакова: «Тема воспитания настолько прикреплена к учителю, что практически неотделима. Сложность этой работы говорит о важности, потому что ее не каждый может выполнить. Нам очень важно слышать учителей и понимать, что нужно сегодня от законотворческой системы управления, чтобы вам было комфортно работать и вы могли выполнять те требования, которые на вас возложены».

Ответственный секретарь Российского Исторического общества Андрей Петров: «Задача Российского исторического общества и всего сообщества историков - историческое просвещение. И все мы придаем большое значение теме развития исторического образования, прежде всего - образования в школе. Наша цель - создать человека будущего, но мы обращаемся к источникам прошлого. История очень важна. Почему? Помимо знания дат, очень сложных определений, тяжело сформулированных, история в воспитательном смысле учит главному. Хорошее знание истории позволяет получить прививку от страха перед будущим. В истории были трудные страницы. но мы их преодолели, получили определенный опыт. Были великолепные, блистательные, яркие страницы - мы будем ими гордиться, брать с них пример и развиваться дальше. И самое главное, о чем мы говорили сегодня, - это создание у детей морального стержня. Научить человека по жизни можно. Знания - это хорошо, это очень важный багаж, но воспитательный, моральный стержень - это определяющее качество личности, которое на больших, долгих отрезках жизни человека определяет  отношение к нему окружающих и определяет его успешность в будущем. Мы сегодня находимся на самом переломе отношения государства и общества к дилемме соотношения: чему мы учим в школе - только знаниям или мы воспитываем там личность? Мы видим отношение президента, мы видим меняющееся отношение родительского сообщества. Все больше и больше формулируется особенный запрос именно на формирование ценностей. Воспитание есть непрерывный процесс. Второй важный элемент, помимо непрерывности, это взаимодействие - взаимодействие семьи, школы, самих учеников. Главной бедой российской школы на протяжении последних двух десятилетий было отсутствие идейных установок. Сегодня начинается формулировка тех ценностей, которые, может быть, и являются нашей национальной идеей». 

Советник по воспитанию в школе – главный помощник классного руководителя, с которым может быть выстроен эффективный формат взаимодействия. С помощью этого «инструмента» могут решаться самые трудные задачи классного руководителя. О том, как живет и развивается пилотный проект шла речь на круглом столе “Советники по воспитательной работе”. 

Виктория Копылова, вице-президент по издательской деятельности ГК «Просвещение»: «Опыт сегодняшнего дня уникален, возвращение воспитания в школу в новом виде для всего учительства — это вызов. К воспитанию нельзя относиться формально: провести классный час — это не воспитание патриотизма, здесь требуется системный и вдумчивый подход. А еще к работе требуется привлекать родителей, ведь семья и школа — главные партнеры в вопросах воспитания и формирования ценностей. Родителей требуется воспитывать не меньше, чем ребенка. Круглый стол вдохновил меня на идею — давайте создадим библиотеку полезных материалов «Объединение классных руководителей». Сценарии, сюжеты, наглядные пособия, таблицы, в улосвиях постоянной нехватки ресурсов подобная библиотека будет крайне востребована. 

В «Просвещении» уже разработан сервис «ПРОвоспитание» — это конструктор, с помощью которого можно создать Рабочую программу воспитания и Календарный план воспитательной работы, сформировать календарь школьных событий — в систему мы добавили более 300 готовых и, что важно, современных сценариев, отправить все это сотрудникам и назначить им самоанализ. На все документы есть предзаполненные шаблоны, по всем результатам собирается статистика. Воспользоваться сервисом можно будет уже в конце октября этого года».

Директор Лопушской средней общеобразовательной школы имени писателя Н.М. Грибачева, села Лопушь Выгоничского района Брянской области Руслан Лукутин: «Вопрос, который, я уверен, волнует многих — процесс адаптации советников и выстраивания рабочих отношений именно в коллективе с этими людьми. Перед тем, как наши  советники были приняты на работу, они, естественно, участвовали в конкурсе. И мы в школе сделали свой конкурс. Для того, чтобы направить на конкурс региональный, мы предложили всем нашим работникам подумать, а кто может, кто хочет, кто горит. Не просто человек, а человек, который может за собой вести. И нам хотелось бы, чтобы у нас, исходя из наших особенностей, было два советника по полставки, потому что работать надо и в филиалах в том числе, и одномоментно. И еще один момент - чтобы это были знакомые нам люди, желательно, наши работники, потому что когда человек знаком, ему легче входить в коллектив, легче открываться детям такому человеку. Наши советники не являются классными руководителями, не являются членами администрации, это просто учителя - учитель географии и учитель начальных классов». 

Советник директора по воспитанию МБОУ «Пушкинская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области» Татьяна Крючкова: «С 1 сентября я приступила к работе в новом для себя статусе. В нашей школе с одной стороны разделены обязанности заместителя, старшей вожатой и советника, с другой стороны, нам удается объединяться. В нашей работе появился как бы взгляд изнутри. Учителям стало легче понимать ребят, их желания, их проблемы. Ключевой фигурой воспитательной работы является классный руководитель, для советника очень важно установить контакт с ним. Я посещала классные часы, родительские собрания. Воспитательная работа никогда не будет достаточно эффективной и содержательной без поддержки и помощи родителей».

Виктория Агатова, участница форума, классный руководитель из Москвы:  «Мы стали умнее и гораздо более продвинутыми, чем наши ровесники десять лет назад. Сегодня мы добываем знания круглосуточно. Часто мы говорим, что стали успешными! Но если мы будем нравственно бедными, если у нас не будет фундаментальных ценностей, разве мы сможем сказать, что добились успеха? Нет! Потому что счастье живет в нашей душе и сердце! Никакой технологический прогресс не является залогом процветания, будущему нужен человек с душой и сердцем. 

Образование - это мы, дети и их родители. Но многие мамы и папы сегодня своей задачей видят в первую очередь материальное обеспечение детей, и я не считаю это правильным. Любить ребёнка непросто! И, конечно, разговор не о материальном благополучии. Воспитание, духовное развитие маленького человека-искусство, которое кому-то дано, а кому-то надо этому поучиться. Даже если вы любимые мама и папа.

На сегодняшней встрече мы услышали огромное количество слов благодарности за наш труд, даже на День учителя нам столько не говорят. Мы всегда делали то, что были должны, и не можем иначе. И когда руководители страны сегодня говорят нам: «вы только работайте, а мы вас поддержим» - это самое главное. Когда мы чувствуем, что нас ценят и поддерживают, мы готовы свернуть горы!».

Поделиться: