Участники форума классных руководителей, стремясь к развитию и совершенствованию общего образования в Российской Федерации, исходя из национальных воспитательных идеалов и понимая современные мировые вызовы и тенденции, пришли к взаимопониманию о нижеследующем:
1.
Воспитание личности – приоритетная задача государственной политики в Российской Федерации, которая реализуется всеми ведомствами и структурами
Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России», – гласит Конституция Российской Федерации.
Соответственно, и работа всех специалистов и общественных объединений в области образования, здравоохранения, безопасности, молодежной и социальной политики должна быть направлена на совместное выстраивание целостной системы воспитания подрастающего поколения.
2.
Преемственность отечественных педагогических традиций – основа воспитания
Российское образование имеет богатые традиции. Достижения советских педагогов признаны мировым сообществом,
а их теоретические, методологические и методические разработки и сегодня остаются в числе наиболее актуальных и востребованных в педагогической науке и практике.
Так, примером высочайшего профессионализма и самоотверженного труда на благо образования и просвещения подрастающего поколения стали К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, И.П. Иванов, С.Л. Соловейчик, Ш. А. Амонашвили.
Необходимо популяризировать их наследие и достижения среди представителей отечественного профессионального сообщества, особенно среди молодых педагогов, обогатив их практический опыт современными и актуальными методами;
повысить уровень информированности педагогического сообщества и общественности о профессиональных наградах, учрежденных Министерством просвещения Российской Федерации: медалях К. Д. Ушинского и Л. С. Выготского, почетных званиях «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» и «Почетный работник сферы воспитания детей и молодежи Российской Федерации», нагрудных знаках «Почетный наставник», «Молодость и Профессионализм» и др.
3.
Воспитание в школе – дело всего педагогического коллектива
Педагогический коллектив школы обеспечивает достижение целей личностного развития и воспитания в рамках реализации основной образовательной программы.
Работая в сплоченной команде, ее члены приобретают уверенность в правильности принятых решений, единстве позиций и мнений при многообразии форм реализации; поддержку коллег при выборе траекторий достижения результатов; чувство сопричастности к большому и важному делу – обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Совместная разработка и реализация программы воспитания общеобразовательной организации, особенно в части ее уклада, обеспечивает преемственность воспитательных основ не только при переходе с одного уровня образования на другой, но и при освоении детьми разных предметов, с разными преподавателями или при смене классного руководителя, а также при получении дополнительного образования и участии в деятельности общественных объединений.
4.
Партнерское взаимодействие классного руководителя с родителями – гарант целостности процесса воспитания ребенка
Воспитание – единый процесс, который не может быть разделен на «воспитание в семье» и «воспитание в школе». Понимая это, важно сформировать единство подходов к воспитанию и определить совместные ожидания в данном вопросе.
Классному руководителю необходимо обеспечить эффективное сотрудничество семьи и образовательной организации, создавая условия для взаимодействия по вопросам воспитания обучающихся.
Важным является и умение повышать родительскую компетентность, побуждать родителей к самообразованию в области воспитания современных детей, в том числе применяя опыт родительских ассоциаций, проекта «Открытые родительские собрания», используя в работе материалы журнала «Семья и школа».
Сотрудничество с родителями позволит разнообразить учебно-воспитательную и внеурочную деятельности.
5.
Школа – инклюзивное пространство для образования
Инклюзивность современного образования – не только ответ на вызовы современности, но и важный шаг к обеспечению полноценной реализации права детей на получение доступного образования.
Инклюзивная практика направлена на предоставление равного доступа к получению различных видов образования
и создание необходимых условий для достижения адаптации системы образования к потребностям всех
без исключения детей, независимо от имеющихся у них физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей.
А значит, необходимо организовать системное повышение квалификации классных руководителей по теме обеспечения инклюзивности в каждом конкретном классе, в том числе учитывая особенности работы с детьми с ОВЗ, талантливыми детьми, детьми-мигрантами и др.
6.
Сотрудничество советника директора по воспитанию и работе с детскими объединениями и классных руководителей – необходимое условие организации воспитательного процесса
Роль советника директора по воспитанию и работе с детскими объединениями заключается в организации современного воспитательного процесса в школе, а именно в развитии деятельности детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления; трансляции федеральной и региональной повестки по основным мероприятиям и конкурсам для детей и молодежи; помощи в реализации идей и инициатив обучающихся; увеличении количества школьников, принимающих участие в событиях интересующего их направления; точечной работе по профилактике негативных явлений в детской и молодежной среде; трансляции лучших практик и примера наставника для детского коллектива.
По всем этим вопросам советнику и классному руководителю необходимо наладить тесное взаимодействие
и сотрудничество для получения качественного результата в организации воспитательного процесса в школе.
7.
Классный час – актуальная форма общения классного руководителя и обучающихся
Классный руководитель должен использовать классные часы не только для решения организационных моментов, но и для формирования ценностных ориентиров, мировоззрения школьников; информирования о государственных праздниках и памятных датах; поиска ответов на актуальные для обучающихся вопросы.
Необходимо сформировать общее понимание, что классный час – это час общения педагога и обучающихся, а значит, приемлемы такие формы как беседы, дискуссии, дебаты, диспуты. Другие формы взаимодействия необходимо вынести во внеурочную деятельность.
Для этого классным руководителям должно быть оказано методическое сопровождение с использованием современных форм работы.
8.
Внеурочная деятельность – мощный воспитательный резерв
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования предусматривают наличие внеурочной деятельности как элемента образовательного процесса.
Внеурочная деятельность способствует созданию единого образовательного и воспитательного процесса, а также формирует представление о целостной картине мира у обучающихся.
Деятельность общественных объединений (Российское движение школьников, Юнармия, Движение юных инспекторов дорожного движения, «Знание», «Большая перемена», Российский союз молодежи, Российский союз сельской молодежи и др.), потенциал дополнительного образования и объектов социокультурного окружения школы должны в полной мере использоваться классными руководителями в воспитательной деятельности.
Необходим единый согласованный календарный план деятельности общественных организаций, дополнительного образования, с исключением/объединением дублирующих по содержанию мероприятий.
9.
Содержательность и осознанность – ключевые факторы патриотического воспитания
Классный руководитель, наряду с семьей, помогает формированию у обучающихся ценностного отношения к российским традиционным духовным и социокультурным ценностям, способствует действиям в соответствии с ними, поддерживает уважение ребенка к традициям своей семьи, своего народа, народов России, культуре коренных народов, пробуждает гордость за свою страну, любовь к малой родине, к Родине.
Эта любовь проявляется не только в познавательном интересе к традициям и культуре России, но и в стремлении к развитию того, что близко и доступно школьникам по возрасту, участию в реальной деятельности патриотической направленности на всех уровнях общего образования.
И здесь необходимо использовать современные формы и методы, которые помогут содержательно раскрывать потенциал патриотического воспитания, а также инфраструктуру муниципалитета и региона: мемориалы и памятники, театры, библиотеки, музеи, выставки, в том числе исторические парки «Россия – моя история».
10.
Использование современных инструментов профессионального самоопределения – залог экономического развития страны
Профессиональное самоопределение является длительным процессом, который предполагает формирование и развитие определенных компетенций на основе полученных знаний и приобретенных навыков.
Классный руководитель должен способствовать знакомству обучающихся с миром профессионального труда, кадровой спецификой и потребностью региона, он также должен знать и использовать опыт федерального проекта «Билет в будущее» в рамках национального проекта «Образование», использовать интерактивные цифровые ресурсы.
11.
Цифровая грамотность – обязательная компетенция современного педагога
Профессиональное самоопределение является длительным процессом, который предполагает формирование и развитие определенных компетенций на основе полученных знаний и приобретенных навыков.
Классный руководитель должен способствовать знакомству обучающихся с миром профессионального труда, кадровой спецификой и потребностью региона, он также должен знать и использовать опыт федерального проекта «Билет в будущее» в рамках национального проекта «Образование», использовать интерактивные цифровые ресурсы.
12.
Безопасность детей в мире образовательного Интернет-пространства – ответственность педагога
Для всех участников образовательного процесса – классных руководителей, учителей-предметников, педагогов-психологов, обучающихся, родителей – чрезвычайно важна безопасность образовательного Интернет-пространства,
и особенно достоверность образовательного контента.
Качественный экспертный анализ и особая маркировка образовательного контента необходимы, чтобы избежать искажений, фальсификаций и сохранить духовное, физическое и психическое здоровье детей и подростков.
Необходимо вести базу подобных ресурсов, проверенных и рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации.
13.
Доступное непрерывное обучение учителей – востребованная область педагогического образования
Обучение педагогов – востребованная часть образовательного процесса в России. Марафоны, тренинги, мастер-классы, вебинары, курсы повышения квалификации должны быть экспертными, актуальными, разнообразными, доступными, адаптированными для работы с детьми разного возраста, для разного типа образовательных организаций (по количеству уровней образования, удаленности от регионального центра, малокомплектности и т. д.), с использованием цифровых технологий.
В основу подобного обучения должна быть положена комплексная диагностика профессиональных компетенций педагогических работников, являющаяся базисом для выстраивания индивидуального плана с учетом дефицитов
и запросов конкретного педагога. Отдельное внимание стоит уделить обучению педагогов со стажем, обеспечив
им актуальные знания о современных технологиях и методах обучения, предотвратив профессиональное выгорание, повышая мотивацию к работе.
При этом прохождение педагогами любого обучения должно быть осознанным и впоследствии применяться на практике. Необходимо создание и/или усиление методических центров, в том числе с упором на воспитательную деятельность.
Важную роль в становлении молодых педагогов играет их включение в профессиональное сообщество, формирование устойчивых межпоколенческих связей между учителями, развитие наставничества, взаимодействия с коллегами, в том числе из разных регионов.
Повышение компетентности также может достигаться за счет участия
в конкурсах профессионального мастерства, таких как «Учитель года», «Педагогический дебют», «Воспитать человека», «Самый классный классный» и др.
Участие классных руководителей в работе профессиональных организаций, в том числе общественных объединений (таких как Ассоциация развития педагогического образования), способствует обмену опытом, поддержке, коллективному осознанию миссии педагога в деле служения обществу.