Как помочь детям принять одноклассника с инвалидностью?

Отвечают психологи федерального научно-методического Центра толерантности.

Дети с ОВЗ хотят того же, чего и дети без ОВЗ: быть принятыми коллективом, получать поддержку от окружения, иметь возможность самовыражения, чувствовать доверие и проводить свободное время со сверстниками.

Создание инклюзивной среды в школе подразумевает большую работу с детьми. От их поведения и открытости зависит без малого уровень жизни и включенности ребенка с инвалидностью. Поведение же детей во многом зависит от значимых взрослых: педагогов и родителей.

Давайте не будем передавать всю ответственность педагогу, это несправедливо. Если в школе учитель последовательно раскрывает важность и естественность открытого, толерантного и дружелюбного поведения, а дома этого не происходит — сложно ждать хороших результатов.

Что именно педагог может сделать? На какие темы поговорить, что объяснить?

 

1. Поддержка и наставничество.

Поощряйте сотрудничество между учащимися. Вы можете назначить наставника для ребенка с инвалидностью из числа эмпатичных и активных сверстников. Это будет полезно обоим детям. Укрепляя дружеские отношения и создавая возможности для совместного обучения, дети понимают, а не только «слышат» о том, что такое инклюзия.

2. Осведомленность и работа со стереотипами.

Мы боимся того, чего не знаем. Страх порождает нетерпимость и агрессию. Стереотипы о людях с инвалидностью чаще всего рассыпаются, когда появляется возможность тесно пообщаться с ними, увидеть личность за диагнозом

Пригласите на классный час гостей из числа экспертов или человека с инвалидностью. Только живые и настоящие люди помогают понять, что у каждого есть уникальные сильные стороны и проблемы, и что разнообразие обогащает нашу реальность. Если вы в Москве — напишите нам в группу, и мы попробуем вместе найти решение.

3. Инклюзивный язык и грамотная помощь.

Проведите с ребятами занятие, посвященное корректной коммуникации. Об этом мы уже писали вот в этой публикации: https://vk.com/vfkr_ru?w=wall-204936543_182374

Отдельно обсудите правила помощи человеку с инвалидностью.

Коротко сформулировать ключевой принцип можно так: «сначала спросить — потом помочь». Поверьте, обижают не глаголы «побежали» или «посмотри», обращенные к ребенку на инвалидной коляске или с нарушением зрения. Куда больше обижает неготовность воспринимать человека с инвалидностью просто как человека и вымученное, неловкое общение.

4. Открытые обсуждения.

Не бойтесь говорить об инвалидности. Создайте безопасное и поддерживающее пространство для дискуссий на эту тему

 Позвольте учащимся задавать вопросы, выражать свои мысли и делиться своим опытом. Содействуйте диалогу, который показывает равное отношение, уважение и здоровое любопытство.

Если у ребенка с инвалидностью спросят, как он играет и был ли на море, это его не обидит. Это такой же ребенок, заинтересованный в общении и дружбе. Обидит отказ сверстников общаться, так как до этого от значимых взрослых поступали фразы «не трогай его», «не мешай», «он особенный, лучше не подходи, чтобы не обидеть».

5. Вовлекайте родителей

Делитесь с другими значимыми взрослыми информацией, ресурсами и стратегиями, чтобы тема инклюзивности распространялась и на дом. В любом вопросе преодоления стереотипов важна последовательность.

Можно поделиться с ними ссылкой на проект по инклюзии kulturainc.ru и антибуллинговый проект (там много информации об открытом общении) каждыйважен.рф

Поделиться: